Спорт и физкультура в детском саду

Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания

Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей

Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.

При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

Правила проведения занятий
  • Систематичность занятий физкультурой
  • Дозирование числа повторений физических упражнений
  • Постепенность наращивания длительности нагрузок
  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
  • Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных
инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение
здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование
таких технологий имеет двустороннюю направленность:
* формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить
их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
* организация образовательного процесса в детском садике без негативного
влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с
традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными
способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких
технологий решает целый ряд задач:
* закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
* повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
* проведение профилактической оздоровительной работы;
* ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
* мотивация детей на здоровый образ жизни;
* формирование полезных привычек;
* формирование валеологических навыков;
* формирование осознанной потребности в регулярных занятиях
физкультурой;
* воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья
воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды
современных здоровье сберегающих технологий:
* медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния
здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация
специализированных коррекционных групп, профилактика многих
заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества
организации питания и т.д.);
* физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные
мероприятия, закаливания, организация прогулок и т.д.)
* валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению
здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с
детьми по формированию у них валеологической культуры);
* валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с
инновационными здоровье сберегающими технологиями и способами их
внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о
возрастных и психологических особенностях дошкольников);
* здоровье сберегающее образование детей (формирование валеологических
знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровье сберегающих технологий можно
достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье
дошкольников.
Картотека здоровье сберегающих технологий.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих
технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют
динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или
практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные
физические упражнения.
Цель таких физкульт минуток заключается:
* в смене вида деятельности;
* в предупреждении утомляемости;
* в снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
* в активизации кровообращения;
* в активизации мышления;
* в повышении интереса детей к ходу занятия;
* в создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены
для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре
комнаты и т.п.). Большинство физкульт минуток сопровождаются стихотворным
текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкульт минуток
привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь.
Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени
утомляемости ребят. Физкульт минутка может включать отдельные элементы
других здоровье сберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений
показывает, что к самым популярным видам здоровье сберегающих технологий в
ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему
дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по
укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
* улучшить работу внутренних органов;
* активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма
кислородом;
* тренировать дыхательный аппарата;
* осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
* повысить защитные механизмы организма;
* восстановить душевное равновесие, успокоиться;
* развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила.
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи.
Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения
дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо
проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру
производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи
должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также
дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно,
чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не
напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровье сберегающих технологий, который
применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для
подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с
речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует
развитию:
* осязательных ощущений;
* координации движений пальцев и рук;
* творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных
текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики,
которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики
дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие
виды упражнений:
* массаж;
* действия с предметами или материалами;
* пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения
нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого
необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен
оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить
коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровье сберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для
глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на
коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима:
* для снятия напряжения;
* для предупреждения утомления;
* для тренировки глазных мышц;
* для укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило
данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова
остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны
головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети
повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим
технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной
сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики
заключается в следующем:
* проведение психофизической разрядки;
* развитие познавательных психических процессов;
* нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими
расстройствами;
* коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые
проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся
от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые
предполагают разыгрывание:
* этюдов с использованием мимики и пантомимы;
* этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
* этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится
«минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им
захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на
выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих
оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
* восполнение «двигательного дефицита»;
* развитие двигательной сферы детей;
* укрепление мышечного корсета;
* совершенствование познавательных процессов;
* формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий.
Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой
амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после
приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является
игра. Поэтому обязательным видом здоровье сберегающих технологий в ДОУ
должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей
к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
* проявить эмоции, переживания, фантазию;
* само выразиться;
* снять психоэмоциональное напряжение;
* избавиться от страхов;
* стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно
использовать и другие их виды:
* фитотерапию;
* цветотерапию;
* музыкотерапию;
* витаминотерапию;
* физиотерапию;
* гелиотерапию;
* песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель
использования здоровье сберегающих технологий в детском саду по ФГОС —
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только
здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Консультация для родителей
«Физическое развитие детей
дошкольного возраста»

В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание
сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что
физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно
высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий
благополучного психологического развития подрастающего поколения. Для
детей крайне важна свобода двигательной деятельности. Разнообразить
подвижные игры на прогулке помогут правильно организованные и подобранные
по возрасту физкультурные занятия. Они способствуют укреплению опорнодвигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют работу
нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.
Неблагоприятная экологическая обстановка недостаточная двигательная
активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным
способом оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно
уделять большое внимание физической культуре. Занятия физической культурой
активизируют иммунитет, повышают сопротивляемость детского организма к
различного рода заболеваниям.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии
ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление
важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе
и расти, поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных
гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также
проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить,
что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем
исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении
трудностей, познает окружающую действительность, учится быть
самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное
перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и
гармонично.
В возрасте 6 лет у ребенка формируются первые мышцы, он становится
значительно подвижным и выносливым. Полноценность физического развития
ребенка в этом возрасте зависит от владения им разнообразными движениями.
Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный
опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского
организма к разнообразным физическим нагрузкам.
Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка,
поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а
также за положением его тела во время ночного и дневного сна.
Известно, что систематические занятия физической культурой повышают
иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к
различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с
самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные
ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Только
выполняя все эти условия о бесконечные простудные заболевания останутся в
прошлом.
Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов,
пищеварения и функций теплообмена значительно улучшатся, если ребенок
будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день.
Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь
любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую
любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Никогда не
бойтесь осваивать новые игры. Используйте разнообразные материалы: обручи,
кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит
разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания.
Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен.
Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости
стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло.
Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким
образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом
случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для
того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника
необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней
мере, в возрасте до шести лет.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie